Атлас-справочник
по обледенению судов на акваториях Дальневосточных морей
Владивосток - 2011
Предисловие
В холодный период года на морях наиболее опасным для судов природным явлением признано обледенение. Ежедневно от обледенения страдают десятки и сотни судов. Обледенение затрудняет и нарушает производственную деятельность, приводит к травматизму моряков и нередко к катастрофическим последствиям.
Явление обледенения судов относят к разряду опасных и особо опасных (ОЯ) или стихийных гидрометеорологических явлений (НЯ). Для мореплавателей разработаны соответствующие инструкции поведения при обледенении, при этом основными средствами борьбы с обледенением являются: маневр судна, уменьшающий нарастание льда; околка льда силами экипажа; выход из зоны обледенения. При планировании работ в море необходимо знать условия и факторы, способствующие обледенению, среди которых есть: технические (тип судна, такелаж, загрузка, покрытие и так далее); субъективные (маневр судна) и гидрометеорологические. Суммарное воздействие всех этих факторов не позволяет рассматривать это явление как природное и характеризовать его только с гидрометеорологической стороны. Поэтому все выводы, полученные при исследовании обледенения как природного явления, имеют рекомендательный, вероятностный характер.
Атлас состоит из трех частей, характеризующих условия обледенения в Беринговом, Охотском и Японском морях. Каждая часть состоит из Введения и двух разделов.
Во Введении даны характеристики условий обледенения и пояснения к табличному материалу.
Первый раздел содержит табличный материал, характеризующий исходные данные, характеристики параметров обледенения судов, взаимозависимости параметров обледенения от гидрометеорологических элементов и погодных условий для конкретного моря.
Второй раздел содержит карты обледенения судов по трем градациям интенсивности: медленное обледенение, быстрое и очень быстрое - рассчитанные по температурно-ветровым градациям.
Атлас предназначен для капитанов и штурманов различных ведомств, сотрудникам научно-исследовательских и проектных организаций, органам Гидрометслужбы.
Атлас разработан в ГУ «ДВНИГМИ» ст. науч. сотр., к. г. н., А. Г. Петровым и мл. научн. сотр. Е. И. Стасюк.
Материалы, представленные в Атласе, основаны на большом количестве исходных данных. В работе использовано более 2 миллионов судовых наблюдений над гидрометеорологическими элементами, выполненными на акваториях дальневосточных морей, из них более чем в 35 тыс. случаях зафиксировано обледенение судов. Временной период охватывает промежуток времени от 1961 по 2005 гг. Имеющийся материал наблюдений представляет собой неоднородный массив сведений, в которых часто отсутствуют те или иные гидрометеорологические параметры и, прежде всего, параметры характеризующие обледенение судов. В результате этого в представленных в Атласе таблицах наблюдается несоответствие взаимного количества параметров обледенения. В этих условиях, критконтроль имеющихся сведений по выделению случаев обледенения судов производился, прежде всего, на основе учета возможности обледенения по физическим закономерностям.
Впервые представлены результаты совместного анализа параметров обледенения непосредственно фиксируемых случаев обледенения и гидрометеорологических наблюдений, характеризующих температурно-ветровой режим. Отмечено, что обледенение судов по данным непосредственно наблюдаемых случаев обледенения регистрируется на большей части рассматриваемых акваторий с октября по июнь. Наиболее благоприятные условия для возникновения всех видов обледенения складываются в период интенсивного ледообразования: с января по март. Для определения синоптических условий просмотрено более 2 тыс. синоптических процессов над акваториями Дальневосточных морей.
Приведенные характеристики обледенения используются для ориентировочных расчетов обледенения судов водоизмещением в пределах 500 т. С 80 % вероятностью характер забрызгивания таких судов одинаков с забрызгиванием судов большим водоизмещением, что позволяет интерпретировать представленные материалы и на суда с большим водоизмещением. Наибольшую опасность обледенение представляет для судов с ограниченным маневром движения (к примеру, при буксировке другого судна), а так же при движении судна под углом 15-30º к волне, что обуславливает наилучшие условия для забрызгивания его морской водой. В этих условиях даже при незначительных отрицательных температурах воздуха и небольшой скорости ветра возможно сильное обледенение, усугубляемое неравномерным распределением льда на поверхности судна, что может привести к катастрофическим последствиям. При медленном обледенении скорость отложения льда на палубе и надстройках судна водоизмещением 300-500 т может достигать 1,5 т/ч,при быстром обледенении – 1,5-4 т/ч,при очень быстром – более 4 т/ч.
Расчет интенсивности возможного обледенения (для построения карт) производился в соответствие с рекомендациями, разработанными в «Методических указаниях по предупреждению угрозы обледенения судов» и используемыми в прогностических подразделениях Росгидромета, исходя из следующих гидрометеорологических комплексов:
Медленное обледенение
- температура воздуха от -1 до -3 ºС, любая скорость ветра, забрызгивание или одно из явлений – атмосферные осадки, туман, парение моря;
- температура воздуха -4 ºС и ниже, скорость ветра до 9 м/с, забрызгивание, или одно из явлений – атмосферные осадки, туман, парение моря.
Быстрое обледенение
- температура воздуха от -4 ºС до -8 ºС и скорость ветра от 10 до 15 м/с;
Очень быстрое обледенение
- температура воздуха -4 ºС и ниже, скорость ветра 16 м/с и более;
- температура воздуха -9 ºС и ниже, скорость ветра 10 – 15 м/с.
Справочный материал, характеризующий параметры обледенения и сопутствующие им гидрометеорологические элементы представлены в первом разделе в виде таблиц, рисунков и графиков.
Карты обледенения судов по месяцам представлены во втором разделе. Здесь представлены карты вероятности возможного обледенения по трем градациям интенсивности: медленного, быстрого, очень быстрого, рассчитанные по температурно-ветровым комплексам по месяцам.
Построение карт производилось на основе результатов расчета повторяемости соответствующих температурно-ветровых комплексов. Для этого все имеющиеся сведения о температуре воздуха и скорости ветра в море по данным судовых наблюдений группировались в 1º квадраты по месяцам. Расчет повторяемости характеристик обледенения производился для каждого квадрата. Учитывая большую неоднородность полученных величин повторяемостей, на картах приведены изолинии повторяемости более 5 %, при этом пунктиром нанесена крайняя граница возможного обледенения. Карты построены отдельно для каждого вида интенсивности обледенения (медленного, быстрого, очень быстрого). Здесь же отмечены зоны наличия льда в различные по типу зимы: мягкие, средние и суровые. Помимо этих сведений на картах выделены зоны, в которых существует недостаток исходных данных, как по их общему количеству, так и по достаточности их климатического обобщения для каждого из квадратов. Минимальное количество исходных данных выбиралось на основе расчета первой квартелли при статистической обработке всего массива данных за месяц. В среднем она оказалась равной 10 наблюдениям для всех месяцев. Минимальное количество данных для климатического обобщения было принято - трем (в соответствие с методическими рекомендациями). Зоны выделены штриховкой.
Краткая характеристика обледенения судов на акваториях дальневосточных морей в январе
(фрагмент анализа характеристики режима обледенения судов по месяцам)
В январе на акватории Берингова моря зафиксировано около 1347 случаев обледенения, из них 647 случаев медленного и 152 случая быстрого обледенения судов, что составляет около 28 % всех случаев медленного обледенения и около 16 % быстрого. Обледенение вероятно на всей акватории моря, при этом вероятность медленного обледенения по ветро-температурным условиям достигает 60 %, равномерно увеличиваясь с юга на север к побережьям Азии и Америки. Вероятность быстрого обледенения характеризуется 5 – 10 % практически на всей акватории моря, а очень быстрого достигает 20–25 %.
В Охотском море зарегистрировано свыше 4300 случаев обледенения. Из них 1900 медленного и 483 быстрого обледенения. По расчетным данным обледенение может наблюдаться на всей акватории моря, при этом вероятность медленного обледенения находится в пределах 40 – 60 %, быстрого – 10–30 %, а очень быстрого – 10-15%.
В Японском море зарегистрировано свыше 2160 случаев обледенения. Из них более 1180 медленного и около 100 случаев быстрого обледенения. По расчетным данным вероятность обледенения высокая на большей части акватории моря. Так, вероятность медленного обледенения по температурно-ветровым условиям равномерно увеличивается с юга на север с 5 до 60% и более. Быстрое обледенение характерно для центральной части моря с величинами от 5 до 15 % и уменьшением к вершине Татарского пролива до 5%. Вероятность очень быстрого обледенения увеличивается с юга к верховью Татарского пролива от 5 до 30%.
Подобный краткий анализ обледенения судов представлен для всех морей за все месяцы, в которые существует вероятность обледенения судов.
В таблице 1 представлены сведения о количестве и повторяемости гидрометеорологических наблюдений, включая случаи непосредственной регистрации обледенения судов, которые были использованы при анализе причин и характера обледенения судов. На рисунках 1-3 представлены примеры карт пространственного расположения зафиксированных случаев обледенения судов на дальневосточных морях.
На рисунке 4 представлен пример графической информации, а именно, характеристика зафиксированных случаев обледенения судов по причине и характеру обледенения.
На рисунках 5-8 представлены диаграммы зависимости брызгового обледенения от гидрометеорологических элементов: температуры воды и воздуха, скорости ветра и высоты волны) по всем трем морям.
Таблица 1 – Количество и повторяемость (%) данных гидрометеорологических наблюдений по месяцам,включая сведения о непосредственной регистраций обледенения судов
|
1 - общее количество судовых метеонаблюдений;
3 - общее количество зарегистрированных случаев обледенения;
5 - количество случаев регистрации медленного обледенения;
7 - количество случаев регистрации быстрого обледенения.
Рисунок 1 - Координаты случаев всех видов обледенения
Рисунок 2 - Координаты случаев медленного обледенения
Рисунок 3 - Координаты случаев быстрого обледенения
Рисунок 4 - Повторяемость обледенения в зависимости от причин и характера
Рисунок 5 - Повторяемость брызгового обледенения в зависимости от температуры воды
Рисунок 6 - Повторяемость брызгового обледенения в зависимости от распределения толщины льда
Рисунок 7 - Повторяемость брызгового обледенения в зависимости от высоты волны
Рисунок 8 - Повторяемость брызгового обледенения в зависимости от распределения температуры воздуха
Пример карт вероятности обледенения, рассчитанных по температурно-ветровым комплексам (фрагмент из атласа карт вероятности обледенения в Беринговом море в январе)
В результате обработки данных по температурно-ветровому режиму на акваториях Дальневосточных морей были рассчитаны повторяемости характеристик обледенения (медленное, быстрое, очень быстрое) в одноградусных квадратах по месяцам.
Расчет производился на основе используемых в прогностических организациях взаимосвязях температуры воздуха и скорости ветра с характером обледенения судов.
Так, на рисунке 9 представлен пример картографической информации расчета вероятности обледенения судов в Беринговом море по температурно-ветровым условиям в январе. На рисунке районы затемнения означают положение ледяного покрова в январе в различные типы зим: мягкой, средней и суровой. Красной штриховкой выделены зоны, в которых отмечается недостаточное количество данных для статистически достоверных расчетов вероятности обледенения.
Рисунок 9 - Пример картографической информации расчета вероятности обледенения судов в Беринговом море по температурно-ветровым условиям в январе